Что делать с плаксой?!+

tumblr_m7gkbpnkxi1rbpcajo1_1280к

скачанные файлы«Уложили Ганю спать, плачет ревушка опять – Ой, не буду спать я! Ой наденьте платье!» — кто не знает этого стихотворения! Однако подобные Ганюшки совсем не редкость в обычной жизни. И лет им может быть далеко не два или три. Среди плакс мальчиков не меньше, чем девочек. Детские слезы по любому поводу в конце концов способны вывести из терпения даже очень терпеливого родителя. Что же делать с плаксой?

 

Почему он плачет?

Малышей до трех лет плаксами в полном смысле слова назвать нельзя, хотя плачут они в день не по разу. Но маленький ребенок еще не может выразить свои потребности и страхи словами и единственный способ получить помощь – это громкий призывный плач. Взрослый же человек запрограммирован мгновенно реагировать на этот раздражитель, потому что в противном случае ребенок в древности мог погибнуть. Сейчас большинству плакс смертельная опасность вовсе не угрожает, но слезы детей по прежнему вызывают бурную реакцию. После трех лет ребенок, как правило, начинает плакать гораздо реже и только в том случае, если этому есть причина: усталость, боль, психологический дискомфорт. Но часть детей реагируют тихим или громким плачем на всякую затруднительную ситуацию или замечание. Не получился рисунок – плач; испачкалось платье –плач; упал — безутешные рыдания. Родители жалеют несчастного ревушку, но сил у них остается все меньше.

Желание вызвать жалость, сочувствие и воспользоваться тотчас же предложенной помощью постепенно входит в привычку. На самом деле плаксы хотят, чтобы их любили – им хочется ежесекундно убеждаться в том, что близкие кинуться на помощь по первому зову. На самом деле плакса просто не хочет делать что-либо самостоятельно. Они точно знают, что придет мама и все исправит – перерисует рисунок, уберет за них игрушки, отвоюет качели на детской площадке. Но прежде, чем привычка плакать закрепится в характере и выльется в получение всяких благ, проходит некоторое время. К тому же, вызывает эту привычку первоначально не корыстные интересы, а особое психологическое состояние. Ребенок испытывает хроническое чувство неудовлетворенности собой. Он неуверен в своих силах и считает, что у него все равно ничего не получится. Неуверенность в себе возникает у детей, которых слишком сильно опекают или же, наоборот, к которым предъявляют чрезмерные требования. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но это так. Если малыша бесконечно ограждают от малейших усилий, если за него все делают любвеобильные бабушки с мамой, немудрено, что он чувствует себя неспособным решать задачи, которые ставит перед ним жизнь. Ребенок отлично знает, что он не умеет застегивать одежду, рисовать картинки «как в книжке» и не пытается научиться это делать – во-первых потому что привык к тому, что за него это сделают другие, а во-вторых, потому, что родители убедили его своей ненужной опекой в том, что он маленький никчемный человечек у которого все равно ничего не получится. Когда родители слишком требовательны – это не менее опасно. От малыша требуют того, на что он еще физиологически и психически не способен. К примеру, он должен в 4 года быстро и самостоятельно одеться, сам понять, что пора убрать игрушки, рисовать красиво и без помарок, быстро выучить все буквы и читать, как соседский ребенок и так далее –в меру необузданного тщеславия взрослых. При этом, когда у него что-то не получается, ему никто не приходит на помощь – устные рекомендации и нотации не в счет. Натыкаясь на непреодолимые препятствия, ребенок так же быстро теряет уверенность в своих силах и превращается в плаксу. Этот тип плакс плачет еще и от досады на самого себя.206_slider

Сушим слезы

Ошибки в воспитании допускают практически все – идеальных людей не бывает, и даже сам Макаренко признавал, что ему приходилось ошибаться. Хорошая новость в том, что если ошибки заметить вовремя, то их можно исправить. Только не надо бросаться в бой с детским плачем с кавалеристским азартом. Отучить малыша плакать по любому поводу – задача не легкая и решается не за одну неделю.

Во-первых, проверьте – здоров ли ребенок. Если врач поставит диагноз неврастения, эмоциональная нестабильность или невроз, то одними воспитательными мерами здесь не обойтись. Надо будет лечить основное заболевание и, скорее всего, плаксой он является не от ошибок воспитания, а из-за нервного истощения.

Если ребенок относительно здоров – то прислушайтесь к следующим рекомендациям.

Для слишком требовательных родителей: Не давите на него и не требуйте слишком многого. Иногда полезно вспомнить (или спросить у своих родителей!), что вы сами умели делать и как это делали в его возрасте. И тогда окажется, что и вы в его 6-7 лет не командовали полком и не знали наизусть всего «Евгения Онегина», а запоминали выданные в садике стихи отнюдь не с первого раза. Не сравнивайте своего ребенка с детьми своих знакомых – во-первых, все растут и созревают с разной скоростью, а во-вторых, почему вы так безгранично верите в то, что говорят о способностях своих детей другие люди? Разве вам не приходило в голову, что любящая мама может и прихвастнуть, и преувеличить великие таланты своего чада?! Если у ребенка что-то не получается, не кричите на него и не насмешничайте, а попробуйте сделать это вместе с ним, по ходу дела показывая правильный алгоритм действий.

Для гиперопекающих мам: Смиритесь с тем, что ребенок вырос и больше не является махоньким младенцем, не способным без вас прожить и дня. Как это не обидно! Если вы любите своего ребенка так горячо, как декларируете, дайте ему возможность сделать свои ошибки и обрести свои победы. Пусть помучится с застежкой на ботинке – не лишайте его победного блеска в глазах, когда он ее застегнет. Пусть делает то, что он затеял, наконец-то, сделать самостоятельно. Не лезьте под руку, не предлагайте помощь раньше времени, не говорите – давай, я тебе тут подправлю. Не крадите его победы!

Для всех родителей без исключения: успокоиться малышам помогают приемы отвлечения внимания. Совсем маленьких достаточно отвлечь от проблемы, а потом уже, когда он успокоится, надо спокойно обсудить – что не получается, почему и помочь найти выход. Но это не значит – переделать за ребенка неполучившийся рисунок или еще что-то. Детям постарше можно предложить осмыслить свое душевное состояние – почему ты плачешь на самом деле? Дети постепенно начинают учиться овладевать своим эмоциональным состоянием и регулировать его. Плач – призыв о помощи, когда нет слов. Взрослым свойственно просить о помощи в словесной форме. Просите детей объяснить СЛОВАМИ, в чем проблема. Пытаясь сформулировать ответ, ребенок вынужденно отвлечется от плача и соберется с силами.

Всегда разговаривайте с плаксами спокойно. Предложите помощь, но не делайте за них ничего сами. Проследите, чтобы ребенок довел начатое до конца – применяйте всевозможную мотивацию. Иной раз и подкуп годится, если его искусно закомуфлировать. В некоторых случаях пережидайте период бурных рыданий, а затем возвращайтесь к разговору. Детям постарше можно предложить игру по методу Свияша — исходя из получившегося результата или неприятной ситуации, представить, что могло бы быть еще хуже. Ребенок представляя в словах и образах еще более худшие варианты течения событий, быстро успокаивается и уже не считает свою ситуацию худшей, а себя – неудачником.

Хвалите ребенка за все его маленькие достижения. Не уставайте напоминать ему о его уже достигнутых победах в любой области. Это укрепляет дух и уверенность в себе. В секции рисования нарисовал самый худший рисунок? – скажите ему «Тебе надо потренироваться, рисунок на самом деле – это дело техники! Вот когда ты учился ходить – ты все время сначала падал – а потом вон как бегать стал. И тут тоже самое». Не надо говорить о талантах и способностях – иначе ребенок после первой неудачи посчитает, что у него все равно нет способностей, зачем стараться научиться?!
К неудачам ребенка относитесь философски в первую очередь сами. Не корите его за это – помогите исправить ситуацию. И тогда слезы в вашем доме, наконец-то, станут редким гостем.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>